ljubov (ne_ljubov) wrote,
ljubov
ne_ljubov

Музей «Пермь-36» и формирование исторического самосознания



Выступление на круглом столе «Гражданское общество и политика памяти в современной России»

"Многие крупные психологи, как зарубежные, так и отечественные, указывают на то, что для душевного здоровья и полноценного функционирования человека ему необходим позитивный образ себя и той общности, к которой он себя причисляет (будь то семья, организация, нация, народ и т.д.) А для коллективной реализации крупных задач и принятия крупных вызовов ему необходима определенная модель мира. Модель, которая дает человеку понимание своего места и роли в жизни, задает смысловую и сверхсмысловую ориентацию. И особая роль в формировании такой модели принадлежит, безусловно, истории, исторической памяти.
История, общее прошлое (прежде всего, героическое прошлое) — это основа формирования национального единства, национального патриотизма. И если, к примеру, правозащитник Сергей Ковалёв считает, что патриотизм — это нечто примитивное, животное, тогда как космополитизм и антипатриотизм — это удел интеллектуалов, то подобные его представления не подкреплены никакими научными данными. Патриотизм в том смысле, в котором мы его сегодня понимаем, появился в эпоху Модерна, вместе с национальными государствами. И огромную роль общей исторической памяти в формировании этого патриотизма впервые подчеркнул французский историк Эрнест Ренан. Он описывал это как «душу» нации."
И далее: http://eotperm.ru/?p=3344



**

Хорошее выступление.

Концовка.
"..для развития исторического самосознания и обеспечения исторической преемственности необходимо, в первую очередь, формировать у людей представление об исторических достижениях той страны, в которой он живет. И уж потом, в этот сплачивающий контекст, встраивать информацию о тех ужасных издержках, которые, увы, нам в прошлом пришлось пережить. Не скрывать их, не прятать, но уметь подготовить для них соответствующую интеллектуальную почву.
В США, например, до сих пор ведутся дискуссии на тему того, стоит ли рассказывать в школах об эпохе рабства.

Тем более странно, что еще совсем недавно в Пермском крае детей в обязательном порядке вывозили в музей «Пермь-36», оформленный усилиями некоммерческой организации «Пермь-36» в виде «травматического места». Эта деятельность преподносилась и финансировалась бюджетом как «патриотическое воспитание молодежи». Однако как указывает авторитетнейший немецкий исследователь памяти, историк и культуролог Алейда Ассман:

Травма, в отличие от героического нарратива, не мобилизует и не консолидирует нацию, а нарушает, даже разрушает её идентичность.

То есть, при таком подходе ни о каком патриотизме, по сути, не может быть и речи. О репрессиях, безусловно, знать нужно, но подавать эти данные надо корректно и исторически точно. Без далеко идущих эмоциональных оценок и вольных интерпретаций."
Лариса Магданова


Абсолютно согласна.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments