ljubov (ne_ljubov) wrote,
ljubov
ne_ljubov

Ярославль 100 лет спустя. По следам Прокудина-Горского. Часть 3

Оригинал взят у oldcolor в Ярославль 100 лет спустя. По следам Прокудина-Горского. Часть 3
В одном из наших недавних сообщений мы начали обзор фотосравнений по снимкам Прокудина-Горского, сделанным в Ярославле в 1910 и 1911 гг.  Вторая часть была посвящена ансамблю Коровников.
Третья серия снимков, сохранившихся также в цветном варианте, относится к Толчковской слободе, одному из самых отдаленных районов средневекового Ярославля (который по своей площади был среди крупнейших городов Европы).
Эта слобода возникла на рубеже XV-XVI веков на правом берегу Которосли и была самой большой из закоторсльных слобод, растянувшись по берегу реки на целых полутора километра.
В XVII веке слобода необычайно разбогатела благодаря своему основному промыслу - выделке дорогих кож.  От этого занятия жителей пошло и название Толчково - для кожевенного дела нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры.
По традициям того времени толчковцы, соревнуясь в богатстве с другими приходами города, воздвигли в 1671-1687 гг. на свои деньги великолепный каменный храм Иоанна Предтечи. Он стал наивысший точкой в развитии ярославской школы церковного зодчества! 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 г.

Церковь Иоанна Предтечи на Толчкове в 1910 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Один из уникальнейших храмов России, "бриллиант" Ярославской архитектуры, имеющий статус Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду со всем историческим центром Ярославля, в наши оказался  на отшибе, в труднодоступном для туристов месте, в окружении промзоны.
Кажется, огромные усилия по реставрации городского центра к 1000-летнему юбилею обошли этот памятник стороной и его внешний вид производит впечатления начинающегося разрушения.
Тем не менее, храм-музей открыт для посетителей. Их привлекают сюда уникальные фрески, по числу сюжетов которых эта церковь стоит на первом месте во всей России! Роспись велась в 1694-1695 гг.  артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
Заглянем и мы в храм.

Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (паперти) в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении

Фреска на левой стене в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Пожалуй, это одно из наиболее интересных фотосравнений. Редко, когда между снимками с разницей в 100 лет бывает такое сходство!
Но сравнение фрагментов показывает всё же существенные различия:

Посмотреть в высоком разрешении

Колонка в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
С ракурсом (точнее расстоянием) в очредной раз промашка.

До постройки каменной церкви Иоанна Предтечи все храмы в Толчковской слободе были деревянными, они часто горели, и тогда прихожане оставались без храма.  В пожаре 1659 г. сгорела Предтеченская церковь, и часть толчковцев, оставшихся вообще без храма, не стала дожидаться возобновления этой церкви, выделилась из прихода и устроила на месте, где еще недавно был лес, новый храм.  Этот храм, посвященный Николаю Чудотворцу, позже получил уточнение — «на пенье». Эта
часть слободы называлась в быту Выползовой слободой (сегодня забылось и «отщепенство», и это прозвище) (отсюда).

Со временем к церкви Николы Пенского прибавилась построенная в 1682-87 гг. церковь Федоровской иконы Божьей Матери (летняя), которая  с 1987 г. и до освящения нового Успенского собора (2010) выполняла функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии).

Церковь Федоровской Божьей Матери (летняя) в Ярославле в 1911 и 2011 гг. :

Посмотреть в высоком разрешении

Как видим, никогда не закрывавшийся храм почти не изменился, только прудик перед ним давно исчез.

Вход в летнюю церковь Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Кажется, здесь мне удалось довольно точно попасть в ракурс.

Церковь Николы Пенского (зимняя) в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
По направлению съемки всё заросло, да и с кадрированием опять немного ошибся. Есть ещё и такой вариант:


Для сравнение пара со снимком Антона Моисеева, сделанным в апреле 2009 г.:


Вход в зимнюю церковь [Николы Пенского]. Ярославль в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
С момента съемок Прокудина-Горского построен забор, поэтому теперь приходится выбирать между точностью ракурса и информативностью сравнения.
Вид внутри современной ограды:

Посмотреть в высоком разрешении

Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери  1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении

Когда я сделал это фотосравнение, то сначала подумал - наверное, ошибся, это два разных иконостаса!
Но при внимательном изучении оказалось, что всё же тот самый. Очень странно, что он так сильно изменился, если учесть, что храм никогда не закрывался.
С ракурсом как всегда не идеально, но когда делаешь снимок буквально на бегу, имея всего 3 секунды для прицела, и то неплохо :-)

Фреска в [летней] церкви Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Видно, как сильно переписана фреска.

Как говорится, найдите 10 отличий:


На этом наши сравнения по Ярославлю пока заканчиваются. Я не теряю надежды, что однажды мы найдём пропавшие негативы видовых снимков и тогда можно будет все прокудинские фотографии этого изумительного города сравнить в цвете с современностью.
Полную базу работ народного фотопроекта «По следам Прокудина-Горского: 100 лет спустя» можно посмотреть здесь.



смотрите, какая красота!
100 лет прошло..интересно сравнить.. - спасибо автору за возможность так наглядно сравнить.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments