ljubov (ne_ljubov) wrote,
ljubov
ne_ljubov

Необыкновенная красота!

Оригинал взят у alex_1405 в ПРОГУЛКА ПО ХЕРСОНЕСУ
000_херсонес

Я безмерно люблю эту землю, накрытую платом пронзительно-синего неба, белеющую уступами известковых скал и домов в опояске подножия древних гор, переливающуюся золотом выжженных под ярким солнцем степных трав. Землю, наполненную ароматами стройных как свечи кипарисов, могучих раскидистых сосен и кедров, сладких роз и магнолий, горьковатых лаванды и полыни. Землю, хранящую историю многочисленных народов, прошедших через её степи и горные долины.  

001_балаклава1
Панорама Балаклавы, в древности это — одна из самых удобных гаваней Херсонеса под именем Симболум Портус  

Мне всегда волнительно вновь и вновь переживать открытие этой земли, когда за окном авто, везущего меня из аэропорта, начинают подниматься шапки гор, когда они постепенно растут, и вдруг обрываются уступами вниз, открывая то слева, то справа по ходу движения лазурные кусочки моря в пенных барашках прибоя и в золотых блёстках солнца. И тогда я снова счастлив. Я знаю, что вернулся к себе домой, что я снова в благословенной Таврике, на Гераклейском полуострове, в окрестностях города Севастополя.    


002_фиолент1
Мыс Фиолент и Яшмовый берег, расположенные к югу от Херсонеса, на дальнем плане — Мыс Айя    

Сегодня я хочу рассказать вам собственно не о городе славы Севастополе (хотя он, безусловно, достоин отдельного повествования), а о его предшественнике — древнегреческом городе Херсонесе Таврическом, история которого насчитывает не менее 2,5 тысяч лет. Прилагательное «таврический» здесь необходимо, поскольку «херсонес» на эллинском наречии означает просто «полуостров», и городов с таким названием в Греции было немало. (Под Грецией в данном случае я подразумеваю всю греческую Ойкумену, охватывающую бассейны Средиземного и Чорного морей, а не только Элладу, расположенную на юге Балканского полуострова).  

003_херсонес1
Стены Херсонеса Таврического. Нижняя кладка относится ко времени античности, а сверху — средневековый «тюнинг»  

Датой возникновения Херсонеса Таврического считают 528 г. до Р.Х., когда колонисты из ионийского полиса Гераклеи (северный берег Малой Азии) высадились на юго-западной оконечности Таврики (отсюда и нынешнее название полуострова — Гераклея). Следует отметить, что греки долгое время очень не любили наше Чорное (Русское) море, они даже присвоили ему эпитет «Понт Аксинский», т. е. «море негостеприимное». В самом деле, достаточно глубокое, с частыми бурями и штормами, замерзающее на севере зимой, лишённое практически каких-либо островов, это море страшило эллинских мореплавателей, привыкших к своему тёплому Эгейскому (Ахейскому) морю, изобилующему островами с удобными гаванями. Кстати, вот ещё одно название, данное греками Чорному морю, — Океан. Да-да, то самое мифологическое царство грозного Посейдона! 
Такому отношению к таинственному северному морю есть рациональное объяснение. Сам климат Черноморья в античную эпоху был прохладнее нынешнего. Ведь всего каких-то 8 тысяч лет назад по геологической шкале здесь была тундра (!) с соответствующей флорой и фауной (граница оледенения проходила примерно на широте Харькова); по ягелю бродили мамонты и шерстистые носороги, в горах обитали саблезубые тигры и пещерные медведи. Вот фотография остова годовалого мамонтёнка в карстовой пещере Эмине-Баир-Хосар (горный Крым, склон Чатыр-Дага), сделанная мною летом 2012 г. Глобальное потепление того времени сместило границу льдов резко на север, а гигантское ледниковое озеро превратилось в Чорное море, выплеснув свои холодные пресные воды через Босфор и Дарданеллы.  


004_мамонтёнок1
Мамонтёнок в пещере Эмине-Баир-Хосар    

Но, так или иначе, в результате перенаселения Эллада была вынуждена осваивать и эти негостеприимные берега, населённые дикими таврами. На берегу новой земли ионийские переселенцы создали классический античный город с добротными каменными домами, акрополем, храмами, театром и обнесли его мощными крепостными стенами. Упорный труд колонистов взращивал на каменистой земле цветущие виноградники и оливы, у своих соседей скифов греки покупали пшеницу, просторы моря обильно снабжали жителей Херсонеса рыбой, расцветали традиционные эллинские ремёсла (керамическая посуда, обработка камня, оружие и металлические орудия труда). 

005_колодец
Жилые кварталы Херсонеса, на переднем плане — колодец  

006_цистерна_рыба
Цистерна для засолки рыбы    

И вскоре у греков название моря («понта») поменялось на «Эвсксинский», т. е. «гостеприимное». Расположенный в центре благоустроенного эллинами Черноморья, располагающий удобными гаванями, Херсонес Таврический оказался в центре оживлённой античной торговли, приносящей немалые выгоды городу. Херсонеситы богатели, город расширялся и основывал новые поселения на западном берегу Таврики.  

007_ант_театр1
Развалины античного театра. Хорошо виден уцелевший фрагмент полукруглого амфитеатра  

008_башня_зенона
Башня Зенона — самая мощная в оборонительном поясе Херсонеса; её диаметр у основания составляет около 24 метров  


В своём повествовании я не случайно акцентировал Ваше внимание на ионийском происхождении херсонеситов. Дело в том, что ионийцы выделялись среди прочих эллинских плёмён своей воинственностью, твёрдым характером и, что немаловажно в нашем случае, они практически не смешивались с окружающих их иноплеменниками, в отличие, скажем, от дорийцев, обосновавшихся на Боспоре Киммерийском (район нынешней Керчи и Тамани). Всё это вкупе создало условия для формирования Херсонеса Таврического как классического («безпримесного») греческого полиса на берегах Таврики. Трудно оценить тот дар истории, благодаря которому мы имеем теперь возможность абсолютно достоверно изучать эллинское наследие, так сказать, в незамутнённом виде в пределах своего Отечества.  

009_врата
Врата Херсонеса  

010_кварталы
Кварталы античного полиса. На заднем плане — современный Севастополь  


Христианство довольно рано пришло на землю Херсонеса, по-славянски произносимого как Корсунь. Вот, что сообщает нам летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет», древнейшем летописном своде Руси (начало XII века), о посещении Таврики в I веке святым апостолом Андреем Первозванным (первым пошедшим по стопам Спасителя), получившим по жребию для проповеди учения Христа Скифию (т. е. место тогдашнего расселения восточных славян, наших предков):  
«Когда Андрей … прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру».  
В этом отрывке из Летописи для нас особо ценно то, что уже в те времена Херсонес-Корсунь служил местом встречи греко-римского мира и славянства, своеобразными вратами в загадочную для эллинов Скифию. Предание Церкви сообщает нам, что апостол Андрей перед миссией у славян некоторое время путешествовал и вдоль южного берега Таврики. В частности, одним из мест его уединённой молитвы в окрестностях Севастополя называют пещеру, находящуюся ныне на территории Георгиевского монастыря на Фиоленте.  


011_св_георгий1
Георгиевский монастырь на Фиоленте. Пещера св. Андрея была слева от храма, в известковой скале  


В первый век Херсонес узнал ещё одного апостола — Климента, Папу Римского. По преданию, около 98 года он был сослан сюда из Рима на каторжные работы в Инкерманских каменоломнях (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. Его почитание было широко распространено в Киевской Руси.  

012_инкерман1
Инкерманские каменоломни сегодня  


С принятием Христианства Восточно-Римской империей (известной нам в обиходе как Византия) значение Херсонеса-Корсуни для славянства возросло многократно: именно отсюда шла христианизация Руси, и зрелая греко-римская культура во многом становилась образцом для подражания славяно-русов.  

013_базилика1
Внутреннее устройство херсонесской базилики. Прекрасно виден алтарь с каменным престолом и разгрузочная ниша под окном (аркосоль), в которых иногда устраивали захоронения  


Именно во время пребывания в Херсонесе перед своей хазарской миссией в 860 году одному из солунских братьев, Константину Философу пришла счастливая мысль создать для многочисленных славянских племён алфавит на основе греческого и перевести на него Священное Писание и все богослужебные книги. Вот, как сообщает нам об этом житие св. Константина: «И нашел Философ здесь (в Корсуни) Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком. И вознося молитву к Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога».  

014_базилика2
Базилика VI века на берегу одной из гаваней Херсонеса  


Сегодня, к сожалению, находятся высокопоставленные лица, которые публично называют наших предков-славян «варварами» и «почти зверями». Подлинная история свидетельствует обратное: славяне имели развитую, самобытную культуру, разумеется, уступающую в своём развитии греко-римской. Однако, как мы видим, они имели уже собственные азбуки, пусть и не столь совершенные. Нам известны у славян т. н. «черты и резы», многочисленные попытки транслитерации собственного письма с помощью эллинского алфавита, архаичное узелковое письмо, отголоски которого прочно остались и в современном языке («завязка и развязка» книги, «нить повествования», «узелок на память» и т. п.). У славян уже были свои города, государственные образования и развитые ремёсла. Так что, не к «дикарям» и «зверям» пришли солунские братья, а к народу уже достаточно зрелому. Подвиг святых Кирилла (Константина), Мефодия и их многочисленных учеников-последователей заключается в том, что они создали для славян первоклассный, удобный алфавит на основе греческого с учётом всех особенностей славянской речи и перевели на него весь корпус Священного Писания и богослужебных книг. С помощью этого алфавита славянство получило доступ ко всем богатствам культурного наследия Восточно-Римской империи.  

015_базилика3
Развалины древней базилики на Херсонесе рядом с Владимирским Собором  


Плоды греческих миссионеров принесли обильные плоды через век: в 988 году в Корсуни крестится воинственный великий князь Киевской Руси Владимир, и подобно византийскому царю Константину Великому, он становится главным миссионером в собственной стране: Русь принимает крещение. Херсонес бережно хранит само место рождения в новую жизнь правителя русов.   
«Крестился же он (Владимир) в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней…» — так сообщает нам летописец Нестор о крещении князя.  


016_сень
Сень над местом купели, в которой по преданию крестился Владимир Красное Солнце, в крещении принявший имя Василий  


Величественным памятником судьбоносного для Руси-России выбора, сделанного князем Владимиром, возвышается над всеми херсонесскими древностями Владимирский Собор, построенный во второй половине XIX века.  

017_влад_собор
Владимирский Собор на Херсонесе  

018_собор2
Внутреннее убранство Владимирского Собора  


Мы совершили небольшую прогулку во времени и пространстве по городу, столь много значащему в истории моей Родины. И если кто-нибудь будет говорить, что время над раскопанными зданиями, базиликами и крепостными стенами эллинского полиса остановилось, что Херсонес принадлежит только истории, не спешите тому верить. Национальный Заповедник «Херсонес Таврический» живёт полнокровной жизнью: раскопки его древностей продолжаются, привлекая учёных и любителей со всего света, здесь собираются исторические симпозиумы и конференции, под стенами крепости ежегодно проходит фестивали реконструкторов «Башня Зенона», в античном театре ставят пьесы древнегреческих авторов, в художественных мастерских изготавливают копии античной керамики…    

019_нептун_амфитрита
Дискос с изображением Нептуна и Амфитриты, выполненный как копия древнегреческой краснофигурной керамики. Херсонес, 2012 г.    


Если моя статья пробудит в Вас желание совершить своё путешествие по Херсонесу (хотя бы и виртуальное), и вообще по Таврике, предлагаю Вашему вниманию ссылки на мои фотоальбомы, где Вы сможете посмотреть фото разных лет в хорошем разрешении, на которых благословенная земля под горячим южным солнцем предстанет перед Вами во всём обаянии и великолепии.   

ССЫЛКИ:  

my.mail.ru/mail/kitejanin/photo?album_id=446 
my.mail.ru/mail/kitejanin/photo?album_id=447 
my.mail.ru/mail/kitejanin/photo?album_id=448 
my.mail.ru/mail/kitejanin/photo?album_id=449 
my.mail.ru/mail/kitejanin/photo?album_id=451  

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments